С ростом производства ПЭТ-преформ остро стоит вопрос по оптимизации издержек по их транспортировке и хранению. Сегодня существует немало способов доставки данного продукта конечному потребителю, но наиболее оптимальным решением является использование пластиковых многооборотных складывающихся крупногабаритных контейнеров.
Как производиться транспортировка ПЭТ-преформ сейчас?
Для того чтобы оценить все преимущества нового решения, необходимо оценить существующие варианты.
В настоящее время наиболее распространенным способом транспортировки ПЭТ-преформ являются большие картонные боксы (октабины) с определенными типоразмерами. Отгрузочная единица состоит из деревянной паллеты (основанием 1200х800 мм или 1200х1000 мм), большого картонного короба, двух картонных крышек и полиэтиленового вкладыша. При этом существует возможность штабелировать картонные короба друг на друга и даже наладить оборот данной тары. Единственным, но довольно существенным ндостатком при оборачиваемости таких контейнеров является короткий срок службы – 2-3 оборота максимум, то есть в большинстве своем контейнеры являются необоротными.
Производители ПЭТ-преформ, как правило, закладывают стоимость данного контейнера в стоимость продукции, используя его в качестве недорогой упаковочной единицы, при этом затраты на утилизацию данных контейнеров ложатся на потребителя ПЭТ-преформ. Такой способ доставки ПЭТ-преформ не является оптимальным как для поставщика, так и для потребителей данной продукции. Производитель вынужден оплачивать постоянные расходы, связанные с приобретением картонных коробов и деревянных паллет, испытывать неудобства, связанные со сборкой отгрузочной единицы и хранением готовой продукции, а потребителю необходимо постоянно обеспечивать утилизацию данных контейнеров у себя на предприятии.
Многие производители ПЭТ-перформ и колпачков для ПЭТ бутылок и потребители данной продукции уже сейчас начинают осознавать, что постоянно такой процесс продолжаться не может, и уже сейчас оптимизируют свои логистические операции, внедряя многооборотные контейнеры. Такой способ транспортировки экономит время и средства как товаропроизводителя, так и потребителя готовой продукции, а при грамотной организации работы с потребителем еще и зарабатывать средства. Основными вопросами при выборе типа оборотного контейнера являются удобство при эксплуатации, сроки его службы и срок окупаемости инвестиций по переходу на новый тип тары.
Новое решение транспортировки ПЭТ-преформ
В европейских странах уже давно отошли от использования картонного короба для транспортировки ПЭТ-преформ постоянным потребителям. Когда уже налажены постоянные поставки между производителем и потребителем, и где не составляет труда наладить возврат и учет оборотной тары самым оптимальным решением для транспортировки ПЭТ-преформ являются возвратные контейнеры. Типичным контейнером для таких целей служит складывающийся пластиковый крупногабаритный контейнер Magnum™. Размеры оснований данных контейнеров привязаны к двум стандартам: европейскому - 1200х800 мм и финскому - 1200х1000 мм, высоты их различные. В разложенном состоянии такие контейнеры штабелируются друг на друга до 4 шт., а максимальная загрузка при этом может составлять более 500 кг. В сложенном состоянии контейнеры также штабелируются друг на друга, экономя при этом 60 % пространства.
Для транспортировки ПЭТ-преформ типично используются 2 типоразмера данных контейнеров: первый тип – 1200х1000х1200 мм, второй тип – 1200х800х950мм. При этом полезный объем первого – 1020 литров, второго – 620 литров. При этом загрузка автотранспорта является максимальной. С учетом того, что данные контейнеры складываются и в сложенном состоянии экономят более 60% пространства, оптимизируя при этом хранение пустой тары и снижая затраты при обратной транспортировки. Основание поддона позволяет брать контейнер вилкой погрузчика или ручным подъемником со всех 4-х сторон. В стенки контейнера интегрированы специальные держатели, куда помещается информация о грузе.
Очень важный аспект, на который следует заострить внимание это тот факт, что все составные элементы данных контейнеров заменяемы, тем самым можно утверждать, что данный контейнер возможно ремонтировать. При этом срок эксплуатации данных контейнеров более 10 лет. Производятся такие контейнеры из первичного полиэтилена высокой плотности (HDPE). Рабочий температурный режим от -20 до +60°С. Хранить готовую продукцию возможно и при более низких температурах. Сроки окупаемости пластикового многооборотного контейнера при обороте его 4 раза в месяц составляют менее года.
Развитие нового направления в России
В России только начинает зарождаться новое направление бизнеса по сдаче оборотной тары в аренду товаропроизводителям. В европейских странах этот бизнес уже существует несколько десятков лет и приносит неоспоримую выгоду товаропроизводителям и потребителям продукции. На практике в Российских реалиях, при только зарождающемся направлении сдачи тары в аренду, товаропроизводитель, вместо того, чтобы закладывать в цену ПЭТ-преформ цену необоротного контейнера (октабина) может просто-напросто сдавать в аренду потребителю данный контейнер за каждый оборот по цене октабина. Тем самым, заключая 2 договора с потребителем: первый – на поставку ПЭТ-преформ, а второй – договор аренды оборотного контейнера за маршрут. При такой схеме работы производитель в течение года окупает свои издержки по переходу на многооборотную тару, а потребитель получает продукт в удобной для него упаковке, не требующей затрат на утилизацию и прочих связанных с ней неудобств.